Ремесленная технология. Литье пушек и колоколов.
Этап ремесленной литейной технологии начался с бурного освоения чугунолитейного производства, которое стало возможным с изобретением мощных воздухоотдувных устройств, позволивших создать более производительные печи для восстановления железа из руды. Кроме того, возрос спрос на чугунные ядра и чугунные пушки.
Изготовление пушек представляло собой довольно сложный трудоемкий технологический процесс.
Сначала глиняную модель на деревянном стержне. На этот стержень первоначально наматывали соломенный канат, который обмазывали глиной. С помощью шаблона формировали наружную поверхность модели, диаметр которой должен был быть на 20-25 мм меньше внешнего диаметра готовой пушки. Когда глина подсыхала, на модель наносили последний слой, состоящий из воска и сала, к которым для твердости примешивали толченый уголь. Украшения (гербы, надписи и т.п.) делали отдельно в гипсовых стержневых ящиках и прикрепляли к телу модели.
Изготовление самой литейной формы начиналось с нанесения кистью слоя тощей глины, смешанной с углем и волокнистыми материалами (соломой, паклей). Толщина слоя составляла примерно 15 мм, а число таких слоев достигало 25-30. затем наносили слои жирной глины, пока общая толщина глиняной обмазки достигала 120-150 мм в зависимости от диаметра орудия. После этого накладывали поперечные обручи, а на них — ряд продольных брусьев. По окончании обмазывания и подсушивания (при этом восковой слой вытапливается) удаляли деревянные стержень. Далее вставляли керамический стержень. Прилепляли отдельно изготовленную форму казенной части и приступали к заливке.
Уникальным памятником литейного искусства ХVI века является Царь-пушка — выдающееся творение русского мастера Андрея Чохова. Согласно надписи на пушке она была отлита по указанию царя Федора Иоанновича в 1586 г. Масса ее — более 2400 пудов (40 т), длина — 5,34 м, калибр — 89см. По замыслу вес ядра составлял 120 пудов, масса одного порохового заряда — 30 пудов.
Царь-пушка славиться не только своими размерами, но и художественными достоинствами. Пушку украшают тонко выполненные изящные барельефы. На правой стороне дульной части изображен царь Федор в полном царском облачении, со скипетром, едущий верхом. Царь-пушка была создана как боевое орудие для обороны Кремля, но из нее не было сделано ни единого выстрела.
Особой областью литейного искусства является литье колоколов. Оно достигло расцвета в средние века, однако основные технологические приемы накапливались тысячелетиями.
Колокольный набат извещал о нашествии врагов, мятеже, пожаре, эпидемии чумы. Под колокольный звон казнили людей. По сигналу колокола новгородцы собирались на вече. В деревнях России в пургу днем и ночью звонили колокола, чтоб путники находили дорогу. Колокола, устанавливаемые на кораблях или в опасных местах побережья, в туман предохраняли корабли от столкновений и крушений. Трезвон церковных колоколов, то радостный и заливистый, то торжественно-плавный, то томительно-скорбны, сопровождал человека в течении всей жизни.
Колокол должен был обладать громким, звучным и чистым голосом, мелодичным и определенного тембра.
Для звучания буддийских колоколов характерна камерность. Их звон не сигнал бедствия, не призыв к действию. Это — голос, вызывающий к богам. На боковой стороне колокола есть литое пятно, в которое ударяют бревном, подвешенным на веревках или цепях. Звук получается мягким, приглушенным. Сам колокол должен быть хорошим аккумулятором и резонатором звука, чтобы возникший через несколько секунд после удара и нарастающий гул казался ответом «небожителей», которому дает истолкование монах.
На колоколах, как правило, выполняли всевозможные надписи. Первоначально они содержали сведения о времени изготовления колокола, религиозные тексты. Позднее их форма и содержание усложнились, появились посвящения различным историческим событиям, государям.
Особенно часто надписи встречаются на восточных колоколах на поверхности пекинского колокола «Та-гжун» отлито несколько буддийских. канонов — более 200 тысяч иероглифов, что соответствует китайской книге среднего формата объемом около 300 страниц.
Ранние колокола имели тюльпановидную или бочкообразную форму, которая сохранилась в некоторых восточных колоколах, а также в колокольчиках, гирлянды которых вешают на шею верблюдам.
Со временем форма менялась довольно существенно. Мастера разных стан вырабатывали свой определенный стиль.
Европейские колокола приобрели заметно расширяющуюся нижнюю часть, что сохранилось до наших дней. Для этих колоколов характерна тщательная обработка поверхности, которую украшали рисунками и надписями, сначала выдавливанием, а позднее выпуклыми (украшения выполняли, прикрепляя на форму восковые элементы).
Восточные колокола отличаются от европейских. Китайские, например, по форме часто напоминают цветы колокольчика. В Китае колокола издавна отливались из чугуна. Чугунная отливка не подвергалась механической обработке, о чем говорят сохранившиеся заливы металла в стыках форм. Литейные формы китайских колоколов, в отличие от европейских цельных, были составными.
По мере развития техники литья увеличились размеры и масса колоколов. Литье колоколов стало своеобразной демонстрацией мощи. Кто умел лить, мог лить и пушки.
Крупные колокола обычно формировали в ямах недалеко от плавильных печей, чтобы заливать металл самотеком.
В яме выкладывали из обычного кирпича цоколь. В центре цоколя помещали деревянную стоку, к которой крепился временный шаблон для изготовления нижней части пустотелого болвана. Затем шаблонную систему заменяли постоянной металлической для окончательной формовки болвана. Внутренняя полость болвана представляла собой топку, в которой сжигали дрова или уголь для сушки болвана. Последние слои болвана делали из песка и глины, разведенной на квасном сусле. Высушенный болван окрашивали смесью, состоящей из молотой золы, которую разводили в мыльной воде или пиве, а затем смазывали салом.
На готовый болван с помощью шаблона наносили глиняную рубашку — место будущего тела колокола. Рубашку подсушивали и покрывали составом, приготовленным из мыла, сала и воска. На обработанную поверхность наносили различные рельефные изображения: надписи, орнаменты, рисунки. Эти изображения готовили из смеси воска, канифоли, сурика и сажи.
Приготовленный болван служил в дальнейшем как бы моделью колокола. По нему готовили нижнюю опоку с каркасами и другими приспособлениями.
После подсушки кожух снимали, удаляли глиняную рубашку, доделывали литниковую системы и другие элементы формы и окончательно собирали ее под заливку.
Заливка металла, как уже говорилось выше, обычно происходила самотеком.
После затвердевания металла форму разрушали, отливку извлекали, очищали и производили отделочные работы — чеканили, шлифовали.
Нигде в мире колокола не достигли такого совершенства, как в России. Русские колокола поражают не только соей формой и искусством исполнения, но и красотой звука. Части колоколов так соразмерны, что дают три тона: первый — в месте удара, второй — (полутон верхнего) на середине колокола, третий (на целую октаву ниже) — вверху.
Первые колокола появились в России на Руси в Х веке. Но наибольшего совершенства мастерство литейщиков достигло к началу ХIV века.
При Иване Грозном осваивается литье чугунных колоколов. К концу ХIV века в Москве насчитывалось не меньше 5000 колоколов.
Первым из колокольных дел мастеров в летописях упоминается московский мастер Борис (1342 г.)
К ХVI веку мастерство русских литейщиков достигло такого уровня, что они смогли приступить к отливке колоколов — гигантов.
Московский мастер Николай Немчинов отливает в 1532-1533 г.г два колокола, один весом 500, а другой 1000 пудов.
Андрей Чохов, бывший в течении 64 лет придворным литейщиком и прославившийся изготовлением Царь-пушки отливает во времена Бориса Годунова колокол «Реут» весом больше 2000 пудов, почти равный одному из крупнейших в то время пекинскому колоколу.
При царе Алексее Михайловиче было задумано отлить колокол невиданных размеров массой 10 000 пудов. Иностранные мастера брались изготовить этот колокол за 5 лет. А выполнил царский заказ в 1654 г. менее чем за один год мастер Емельян Данилов, представитель знаменитой московской семьи литейщиков Даниловых.
В 1655 г. всего за 10 месяцев Александром Григорьевым был отлит Успенский колокол — «отец» Царь-колокола, по массе почти равный своему знаменитому «потомку». О масштабах работ говорят следующие цифры. Чтобы выплавить металл, построили 5 печей, вмещавших 2500 пудов каждая. Для загрузки только одного куска шихта требовалось одновременно 40-50 стрельцов. Металл плавили в печах три дня, а заливали в форму почти сутки. Отливка остывала в течении нескольких дней. Верх формы снимали с помощью 16 блоков. Для выбивки отливки из формы потребовалось по 70-80 стрельцов на каждый из шестнадцати блоков.
Колокол поражал очевидцев своей красотой. На нем были искусно изброжены царь, царица, патриарх Никон и херувимы. Сирийский путешественник Павел Алеппский утверждал; «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире нет, не было и не будет: она превосходит силы человеческие». А звук его он сравнивал с громом.
Успенский колокол, как и его предшественники-гиганты, не сохранился до наших дней. Через 46 лет он стал жертвой большого московского пожара. Его лом пошел на изготовление Царь-колокола, единственного уцелевшего свидетельства искусства русских литейщиков.
Иван Моторин, создавший шедевр колокольного литья, принадлежал к одной из знаменитых династий литейщиков. Царь-колокол оказался лебединой песней Ивана Моторина.
При изготовлении уникального колокола Иван Мторин показал себя не только талантливым литейщиком-художником, но и отличным организатором. Однако из-за того что ему то и дело приходилось обращаться за помощью в сенат, пуск печей затянулся на несколько месяцев. При плавке произошли две аварии. После второй аварии И. Моторин умер, так и не увидев своего детища.
Литье самого крупного в мире колокола (256т) завершил его сын и помощник Михаил. 25 ноября 1735 г. была произведена заливка. Колокол из литейной ямы не вынимали, над ним устроили деревянное сооружение. Во время пожара строение загорелось, колокол раскалился и, когда его начали заливать водой, треснул — откололся кусок весом 11,5 т.
В 1836 г.оду Царь-колокол установили на постаменте около колокольни Ивана Великого в Кремле.
В дореволюционной России признанным центром колокольного дела был город Валдай. Здесь отливали тысячепудовые колокола для главных храмов Москвы и Петербурга. Но особой известностью и любовью заслуженно пользовались валдайские колокольчики. По чистоте голоса и мелодичности они уступали колокольцам из бельгийского города Мехелен-Малин, от которых пошло выражение «малиновый звон».
К сожалению, в наши дни только ростовские звоны напоминают о гармоничности согласии колоколов, которое было характерной приметой русской жизни в ХVI — ХVII веках. Впоследствии гармоническая слаженность колоколов отошла на задний план, а главным стали ритмические достоинства. Это повлияло на технологию, еще больше отдалив форму русских колоколов и технические приемы их литья от европейских.
Сегодня колокола звучат не только в храмах. Ведущие оперные театры страны имеют достаточно большой набор колоколов, без которых нельзя почувствовать всю глубину замысла композитора и красоту многих музыкальных произведений. В Мариинском театре Санкт-Петербурга во время оперных спектакле звучат голоса до 18 колоколов, больших и маленьких, массой от 3 т до 5 кг. Колокольный звон включили в свои произведения почти все русские композиторы — от Глинки до Стравинского. В Мариинском театре есть набор не совсем обычных по форме, чашкообразных колоколов, звучание которых составляет хроматическую гамму.