Литье оград и решеток.
Одной из разновидностей художественного литья являются ограды и решетки. Нельзя представить себе Петербург без чугунного кружева, которое не только удачно дополняет архитектурный ансамбль города, но и является его органической частью, гармонично связанной с дворцами, парками, набережными и мостами.
Чугунные решетки в России появились во времена Петра I и получили особенно широкое распространение в период с первой половины ХVIII века до последней четверти ХIХ века. Железные кованные решетки и деревянные ограды почти повсеместно сменялись чугунным литьем.
Поскольку требования к качеству решеток и оград сводятся к отсутствию на поверхности грубых дефектов (раковин, зазоров, заливов), для их изготовления применяли наиболее простую технологию — литье в сырые формы, точнее, разновидность этого метода, называемую почвенной формовкой.
В полу литейной мастерской делали яму, заполняли ее формовочной смесью и выдавливали в эту смесь.
Различали почвенную формовку по мягкости постели и по твердости постели.
В первом случае глубина ямы превышала высоту модели на 150-200 мм. Ширина и длина ямы были несколько больше соответствующих размеров модели.
При формовке по твердой постели глубина ямы была на 300-500 мм больше высоты модели. На дно ямы в этом случае насыпали слой крупного шлака или песка, укладывали рогожу или солому для отвода газов при заливке металла. Иногда для этих целей дополнительно устанавливали вентиляционные трубы. Затем яму заполняли формовочной смесь. И утрамбовывали ее.
Формовка в почве может быть открытой и закрытой.
Открытая формовка производилась, как правило, по мягкой постели. На предварительно уплотненную и выровненную поверхность формовочную смесь укладывали модель и ударами молотка осаживали ее. Так изготавливали отливки, у которых одна сторона была плоской.
При закрытой формовке после осаждения модели устанавливали и затем заформовывали верхнюю опоку.
В современных условия почвенная формовка для изготовления решеток и оград применяется относительно редко. Такое литье сейчас изготавливают в двух опоках.
Ажурные ограды призваны не скрывать усадьбы от нескромных взоров или отмежевать личные владения — они подчеркивают цельность и законченность композиции архитектурного сооружения.
В числе лучших кружевных произведений из чугуна встречаются работы всемирно известных архитекторов.
По проекту Растрелли создаются: решетка Смольного, чугунная ограда, отделяющая дворец графа М.И. Воронцова от Садовой улицы.
Чертежи решетки Летнего сада разработали Е. Фельтен и П. Егоров, ограды Екатерининского и Александровского парков г. Пушкина — Ч. Камерон и Д. Кваренги.
Один из крупнейших представителей классицизма в русской архитектуре И.Е. Старов спроектировал для Таврического дворца чугунную ограду. Ее художественное решение подчинено общему замыслу зодчего: простой и спокойный рисунок решетки выдержан в строгом классическом стиле. Много чугунных литых решеток создано по рисункам А.Н. Воронихина. К ним относятся изящная ограда с венками и гирляндами в Павловске, литые решетки в Стрельне, Гатчине, Петергофе, у Александровского дворца в г. Пушкине. Одно из лучших его творений — чугунная ограда Казанского собора, созданная в 1811г. Ее литая чугунная решетка, отличающаяся красотой и сложностью композиции, имеет величественный вид.
Но, пожалуй, наиболее значителен вклад К.И. Росси и В.П. Стасова, творцов позднего ампира. По рисункам К.И. Росси отлиты кружевные решетки Аничкова, Елагина, Михайловского и других дворцов. Наверное, самое удачное создание Росси — монументальная ограда у главного фасада здания Михайловского дворца. Четкий рисунок решетки, изящные контрформы, удачные пропорции ставят эту ограду в число лучших в Петербурге. Украшением Петербурга стали решетки многочисленных мостов и набережных. Их создатели нашли удачные формы и рисунки для низких решеток. Вытянутость линий, простота и прозрачность рисунка превращают решетки на фоне водной глади и тончайшие литые кружева. Длина художественных решеток на мостах города достигает 11 км.
В архитектурном убранстве Москвы ограды не играли такой огромной роли, как в Петербурге. Застройка велась веками и без единого плана. Усадьбы и дворцы разбросаны на большой территории, так что отдельные участки ограды никак не могли образовать сплошного кружевного полотна. По времени создания московские чугунные решетки относятся в основном к концу ХIХ века.
Обращает на себя внимание решетка особняка Морозова ( «Испанского подворья»). Сам дом являет собой типичный пример электрического архитектурного стиля конца ХIХ — начала ХХ веков. В ограде строгость вертикального рисунка гармонично сочетается с барочной динамичностью растительного орнамента. Чтобы увязать рисунок ограды с оформлением стен особняка, ее декорировали накладными рельефами в виде раковин. Эти рельефы выполнены весьма искусно, но выглядят все-таки чужеродными элементами.