Искусство литья в ХХ веке.
Как уже говорилось выше, к началу ХХ века на смену ремесленной технологии пришла промышленная. Создаются новые сплавы, новые технологии, новое оборудование.
Неограниченные возможности чугунного литья были продемонстрированы литейщиками Каслинского завода на Всемирной выставке в Париже в 1900г. Было выставлено множество скульптур, ажурных тарелок, полочек, кресел, огромных чанов, тончайших изящных цепочек. Истинным шедевром чугунолитейного искусства был павильон, в котором размещалась коллекция отливок. Он поражал изяществом и красотой.
Павильон спроектировал архитектор Е.Е. Баумгартен в 1898 г. Современники считали Баумгартена не более чем талантливым композитором, подражателем. Тем не менее архитектуру удалось в одном произведении представить все жанры художественного литья: кабинетную скульптуру, тонкие горельефы, филигранный сквозной орнамент, архитектурные детали, барельефы и т.п. декоративные приемы древнерусского искусства гармонично сочетаются с архитектурным решением павильона, выдержанным в византийском стиле.
Огромный, почти пятиметровый павильон кажется воздушным. Мотивы причудливой чугунной вязи невероятно разнообразны. Павильон состоит из множества деталей, каждая из которых — законченное художественное произведение. Вместе с тем не оставляет впечатления мешанины, нагромождения орнаментальных мотивов и художественных стилей.
На Всемирной выставке павильон завоевал золотую медаль. В настоящее время он эксплуатируется в специальном зале Екатеринбургской картинной галереи.
Развитие литейной технологии не ограничивалось совершенствованием традиционных методов. Немало усилий было затрачено на освоение новых материалов. Наглядным примером может служить разработка технологии литья титановых сплавов.
Производство титановых сплавов представляло серьезную проблему. Прошло полтора века после открытия этого металла (1791г.), прежде чем началось его промышленное производство. Первоначально из титановой губки путем вакуумно-дугового переплава изготавливали слитки. Получать фасонные отливки мешала, в первую очередь, чрезвычайно высокая химическая активность титана в расплавленном состоянии. Оказалось, что в периоде не существует такого огнеупорного материала, с которым не реагировал бы жидкий титан.
Проблему помогла решить гарнисажная плавка, при которой достаточно большая порция жидкого металла выплавляется в гарнисаже — скорлупе из того же металла.
В качестве огнеупорных материалов для изготовления литейных форм были использованы электрокорунд, диоксид циркония, магнезит, а позднее и графит, обладающие достаточной огнеупорностью и химической инертностью применительно к титановому литью.
Первые фасонные отливки из титана были изготовлены в Москве под руководством профессора С. Г. Глазунова и К.К. Ясинского. Почти одновременно литые заготовки несколько больших размеров были отлиты в Ленинграде под руководством Л.В. Буталова и Ю.А. Филина.
Поскольку титан и его сплавы обладают хорошими декоративными качествами, напоминают по цвету никель или старинное серебро, было решено опробовать этот металл в качестве материала для художественного литья.
Первую художественную отливку из титана изготовили в 1961г. под руководством профессора О.Н. Магницкого. Это был сувенирный вариант копии Медного всадника. Восковые модели сделали на заводе «Монументскульптура». В качестве огнеупорного матерела керамических форм выбрали электрокорунд, который в минимальной степени взаимодействует с титаном и обеспечивает хорошее качество литой поверхности.
Дальнейшее освоение промышленного производства титановых сплавов показало, что они могут с успехом анодироваться. Цвет и интенсивность получаемых покрытий определяются положительностью травления.
Художественные титановые отливки гармонично сочетаются с такими декоративными полудрагоценными камнями, как малахит, яшма, родонит и др., применяемые для изготовления подставок.
Высокие декоративные свойства и коррозионная стойкость позволили использовать титан в качестве материала для памятников, монументов, обелисков.
Первой в мировой практике монументальной литой скульптурой из титана является памятник Юрию Гагарину на площади его имени в Москве.
Фигура Гагарина высотой 14 м изготовлена из 239 блоков. Размеры литых блоков выбраны исходя их технологических возможностей вакуумного литейного оборудования. Формы изготавливали их графитовой смеси методом кусковой формовки. Плавка производилась в гарнисажных печах с тиглями вместимостью 400 кг. Отдельные блоки соединяли между собой болтами, изготовленными также из титанового сплава.
Руководил выполнением всего комплекса сложных технологических процессов профессор Г.Л. Ходоровский.
Монументальная бронзовая скульптура по-прежнему запечатлевает на века разные исторические события. В Москве в дни празднования пятидесятилетия победы в Великой Отечественной войне установлен памятник легендарному полководцу Г.К. Жукову. Это событие отмечено также открытием мемориала на Поклонной горе, органической частью которого являются монументальные литые фигуры.
В течении последних лет в Санкт -Петербурге установлено несколько работ скульптора М.Шемякина, подаренных художником городу. Достоинство этих скульптур служит предметом споров. Кое-какие из них кажутся тенденциозными, несущими сугубо политическую нагрузку, например сфинкс на набережной Невы, напротив тюрьмы «Кресты». Посетители Петропавловской крепости невольно сравнивают работу Шемякина с «Медным всадником» Фальконе. Некоторые объясняют подчеркнутую уродливость фигуры Петра I сложностью натуры императора, в судьбе которого были не только взлеты, символически запечатленные Фальконе, но и мрачные, даже кровавые периоды, которые в своеобразной форме представил Шемякин. Заслуживает благодарности увековечивание Шемякиным в бронзе памяти о великих художниках, сформировавших облик северной столицы (комплекс Сампсониевской церкви).
Слово «памятник» обычно ассоциируется с
Поиски новых путей и форм нередко принимают самое неожиданное направлении. Так, в Москве, в мастерской МГТУ им. Баумана, под руководством профессора В.А. Васильева отлито несколько стилизованных человеческих фигур, обладающих, по словам создателей, чудодейственным свойством влиять на психику человека. В процессе изготовления отливки подвергались воздействию биополя экстрасенса. Предполагается, что полученный ими заряд уменьшает или даже полностью снимает психическое напряжение.
Высокое совершенство ювелирного литья демонстрирует созданная в той же мастерской бронзовая отливка паучка. Моделью для отливки служил усыпленный эфиром живой паук. Мелкие детали строения реального паучка воспроизведены с такой удивительной точностью, что их можно оценить при помощи очень сильной лупы. После окончательной отделки к лапкам была припрятана серебряная нить-паутина.