Чеканка
Чеканка — один из древнейших способов обработки металлов. Она была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме и других странах древнего мира.
Диапазон возможностей, предоставляемых этой техникой, очень широк — от грубой отделки фона (набивка фактуры) до проработки тончайших деталей, например изображений человеческих лиц.
Чеканкой обрабатывают и миниатюрные ювелирные изделия, и многометровые монументальные статуи из стали, бронзы, алюминия.
В отличие от чеканки листа, при которой из листовой заготовки создается художественное произведение, чеканка литья только выявляет художественную форму уже созданную скульптором и отлитую в металле, придает ей законченность.
Большинство металлов и сплавов хорошо поддаются чеканке, поскольку обладают определенной пластичностью. Исключение составляют некоторые наиболее хрупкие из них, например чугун.
Металл чеканят специальным стержнем — чеканом, по верхнему концу которого наносят удары молотком. Нижний рабочий конец чекана оставляет отпечаток на металле.
Чеканы представляют собой специально кованные стальные стержни длиной 120-170 мм, несколько утолщенные в средней части. Материалом для чеканки может служить любая инструментальная сталь. Наиболее часто употребляют сталь У7 и У8. Рабочий конец чекана (бой) закаливают.
В арсенал высококвалифицированного чеканщика обычно входит более сони чеканов различающихся формой рабочей части.
Канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы — служат для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фона точками (канфарения).
При помощи расходников на металл воспроизводят контур рисунка, обводя его по точкам канфарника. Прямые расходники используют для проведения прямых линий, полукруглые с различным рисунком закругления — для обводки кривых линий.
Лощатники, наиболее обширная и разнообразная группа чеканов, применяется для выравнивания плоскостей. Лощатники бывают гладкими, оставляющими на металле гладкий, как после ковки, след, и шероховатыми, оставляющими матовый, мягкий, шероховатый след.
Чеканы со сферической головкой — пурошники — служат для получения ямочной фактуры.
Для той же цели используют бобошники, имеющие овальный бобовидный рабочий конец.
Трубочками называют чеканы, рабочая часть которых имеет вогнутую полушаровую поверхность различных диаметра и глубины. На металл образуется выпуклые сферический отпечаток, как бы имитация зерна.
Рисунчатые чеканы по форме напоминают лощатники, но дают рисунчатые отпечатки (решеточки, полосчатость, ямчатость, штриховатость).
Литье чеканят практически тем же инструментом, что и литы. Отличие состоит только в том, что рабочие концы чеканов для отделки литья тверже.
Отливки перед чеканкой очищают от формовочной смеси, как правило, отжигают, затем промывают и высушивают.
Чеканку литья начинают с устранения следов литника. На отливках. Выполненных в кусковых формах, всегда остаются более или менее заметные заливы в местах стыка кусков. Их срубают и зачеканивают. На пустотелых отливках часто остаются отверстия от знаков стержней. Такие отверстия рассверливают. В них вставляют пробки по резьбе и зачеканивают.
Чеканкой часто исправляют брак литья: раковины, спаи, заливы и т.п. такие чеканы, форма боя которых придает поверхности нужную фактуру, чтобы передать характер изображаемого: сочность плодов или нежность лепестков и пышность цветов, мягкость складок ткани и пушистость меха или, наоборот, твердость граней камня, упругость и блеск металла.
При чеканке и других видах механической отделки художественного литья широко используются бормашинки с набором всевозможных шарошек. Шарошками легко удаляют различные наплывы, следы литников. При этом можно получить разнообразную фактуру поверхности, какую нельзя создать чеканами.
Крупное монументальное литье чеканят пневматическими молотками, различающимися массой, частотой ударов, длиной хода и др. Пневматическими молотками выполняют различные подготовительные операции, а также нанося грубые фактуры.